Рисунки М.
Лермонтова из юнкерской
22-й тетради
1832-1834 гг. «Бородино»
Стычка французских кирасиров с конно-егерями |
Стихотворение «Бородино» Михаил Юрьевич
Лермонтов написал, по-видимому, в конце 1836 или в самом начале 1837г. и отнес
его для публикации в литературный журнал «Современник», издателем которого был
сам Александр Сергеевич Пушкин. Это было первое произведение, собственноручно
отданное Лермонтовым на суд взыскательной публики.
Стихотворение, очевидно, явилось откликом на
возросший в канун 25-летней годовщины Отечественной войны 1812 года интерес
российской читающей публики к событиям той великой эпохи. «Время незабвенное!
Время славы и восторга! Как сильно билось сердце при слове «отечество»!» —
восклицал А.С.Пушкин. В стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтов дал свой ответ на
вопрос, волновавший русское общество:
Гроза Двенадцатого года
настала.
Кто тут нам помог:
Остервенение народа, зима,
Барклай
Иль русский Бог?
(А.С.Пушкин)
М.Ю.Лермонтов слышал рассказы о войне 1812 года
с раннего детства, героями ее были многие его родственники: отец — Юрий Петрович
Лермонтов — капитан в отставке, в 1812 году вступил в ополчение; четверо братьев
любимой бабушки — Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной) —
заслуженные офицеры, прошли и Отечественную войну, и заграничные походы; родной
брат деда — генерал Никита Арсеньев — прославился в кампанию 1812 года; еще один
родственник деда — полковник Дмитрий Арсеньев — участвовал в Бородинском
сражении, в котором отличились и многие другие офицеры, связанные с семьей
Лермонтова родственными узами: А.В. Воейков, П.М.Мещеринов, Д.С.Дохтуров и
многие, многие другие. Среди тех, чьи рассказы о битвах и походах мог слышать
будущий великий поэт, были и рядовые солдаты. Например, в семье кормилицы
Лермонтова Лукерьи Шубиной жил ее свойственник — отставной солдат Дмитрий
Федоров, сражавшийся при Бородине. Кроме того, поэт был знаком и с большинством
публиковавшихся в те годы мемуаров участников событий, с трудами историков и
популярными у широкой публики романами.
Впервые к теме 1812 года Лермонтов обратился в
стихотворении «Поле Бородина», написанном в 1830 г. За прошедшие после этого
годы произошло становление личности поэта, сформировалось его мировоззрение,
сложился собственный поэтический язык, возник его неповторимый стиль. В отличие
от более раннего произведения «Бородино» звучит реалистичнее, лишено излишних
«красивостей», имеет четкую структуру и написано более живым языком. Важно
отметить, что М.Ю.Лермонтов был в то время уже профессиональным военным и
армейский быт знал не понаслышке.
Поэт, родившийся в эпоху, проникнутую еще живой
памятью Двенадцатого года создал произведение, которое по праву названо
«поэтической летописью Бородинского сражения». Это, может быть, лучшее
доказательство тому, что подлинная история не нуждается в витиеватых и
многословных разъяснениях, чтобы быть интересной и понятной. Лермонтовский
рассказ об историческом событии стал настоящим событием в истории русской
литературы. Его структура, форма, особенности рифм и ритма описаны в нескольких
литературоведческих статьях. Не станем повторять их. Давайте лучше еще раз
перечтем само стихотворение, убедимся в точности его историзма, услышим в
звонких и строгих рифмах и медлительность отступления, и стремительность
кавалерийских атак, тишину ночного лагеря и грохот сражения.
|
|
Впервые
стихотворение М.Ю. Лермонтова вышло
в прижизненном издании
Единственным прижизненным сборником были
«Стихотворения М. Лермонтова» (СПБ, 1840; тираж 1000 экз.); он включал 26 стих.
и две поэмы — «Мцыри», «Песня про купца Калашникова» — из 30 поэм и около 400
стих., написанных к этому времени. Сборник вышел в свет 25 октября (цензурное
разрешение 13 августа). Отбор произвел сам Лермонтов. В сборник вошли, за
единичными исключениями, только поздние стихи. Открывали книгу «Песня про купца
Калашникова» и «Бородино», произведение эпического характера.
Сборник издавался в отсутствие автора,
находившегося в ссылке; редакция — А.А. Краевский, издатели — И. Н. Кушинников и
А. Д. Киреев. Тексты подверглись корректорской правке; имеются пропуски и
искажения, как цензурные, так и возникшие при переписывании или наборе. Тем не
менее сборник 1840 сохраняет значение источника текстов Лермонтова (рукописи
ряда произведений не сохранились).
|